И останутся два «блока на троих», междусобойчики из России, Беларуси и Армении. С последней – не точно.
Понятно, что долгие работы китайских аналитиков и прогнозистов дали определенные результаты и теперь Китай будет пробовать использовать ситуацию, в которую ввергли Россию с максимальной выгодой для себя.
Ни для кого не секрет, что наши среднеазиатские правители, как их не называй, президенты, баши, султаны или как еще, они все так же, как их предки много сотен лет назад лучше всего понимают язык силы. Кто силен – тот достоин. Дружбы, сотрудничества, поклонения – главное тут сила и мощь.
У Китая сегодня есть, пусть и с оговорками, но экономическая мощь и военная сила, это факт. Значительно превышающая возможности стран С5. И армия с флотом у Китая что надо, хотя бы в цифрах на бумаге. Не чета казахстанской, понятно. Россия же… Не будем о грустном, но если коротко – Россия продолжает сдавать одну позицию за другой и конца этому процессу не видно.
Еще после начала СВО среднеазиатские лидеры очень настороженно восприняли идею «похода на Запад», а уж после краха и оставления Харьковской области и Херсона выдохнули и дружно начали поддерживать антироссийские санкции. Медведь оказался не таким уж и опасным, как это казалось всем.
И тут вот и кроется та самая причина смены курса. Россию можно не бояться, Россия оказалась не так сильна, как кажется. Новый партнер или как там дальше выйдет обязан быть сильнее.
Конечно, это не говорит о том, что вот так в одночасье все среднеазиатские республики отвернутся от России. Грех не использовать возможность качать деньги из соседней страны в таких количествах, в каких это делают гастарбайтеры. Но определенная настороженность есть, а этого уже достаточно, чтобы прагматичные китайские товарищи ткнули всех в «успехи» российской армии в СВО и выдали, что «при них все будет не так».
Россию же не приглашают ни к строительству железной дороги, ни к участию в военном блоке.
И тут все просто до удивления. В руководстве КНР приняли решение о создании своей собственной зоны торговли и влияния. Средняя Азия – очень выгодный регион, китайские фирмы и так там сидят давно и плотно. А тут расширение всего плюс наполнение этой зоны чем? Правильно, юанем. Который не является конвертируемой валютой, и к этому китайской валюте надо сделать много шагов. Вот, собственно, и началось.
Естественно, коль «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» (по В. И. Ленину), то свой революционный поход на Запад Китай тоже должен защитить от всех возможных и невозможных неожиданностей. А регион тот еще во всех смыслах, достаточно Афганистана и Ирана выше крыши. Но кто рискует – тот выигрывает. Тем более, что Китай демонстрирует готовность стать региональным миротворцем в Средней Азии.
Может ли нести какие-либо угрозы для России этот оборонный союз?
Фактически, нет. Развал ОДКБ в угоду новому союзу в принципе, можно воспринять с облегчением, поскольку сама идея защиты «младших братьев» за свой счет – она как бы ущербна в наше время донельзя. Другой вопрос, что дыры в работе дипломатического ведомства России затыкать солдатами российской армии – не лучший выход.
Развал ЕАЭС… Что мертво, умереть не может и так. Другой вопрос, что полностью от России страны Средней Азии отказываться тоже не станут, тут просто необходим баланс. В соответствии с английской народной мудростью о том, что не стоит хранить яйца в одной корзине. То есть. отношения с Россией останутся, но они просто перейдут на второй план, уступив более агрессивному и богатому во многих отношениях, Китаю.
«Товарищ Си приди, порядок наведи» - оно, конечно, так, но если товарищ Си начнет наводить порядок китайскими методами… В общем, необходим хоть какой-то, но противовес.
Но тем не менее, ни в военный блок, ни на стройку Россию не позвали. Понятно, что если на саммит не позвали, то и об остальном говорить не приходится. Решили, что обойдутся своими силами, да и в политическом плане проблем меньше.
Кстати, о яйцах в корзинах. Китай исповедует этот принцип точно так же. У Китая очень много проблем с доставкой товаров в другие регионы. И нанести удар по китайской торговле легче легкого, достаточно просто устроить напряженность в критических точках морских торговых путей. Для Китая такая главная точка – Малаккский пролив. А в пару к нему – Зондский. Любая напряженность в этом районе – и все, выход в Индийский океан перекрывается автоматически.
Есть и другие точки: Баб-эль-Мандебский пролив, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив. Зоны риска, если хотите, потому что перекрытие хотя бы одного из данных мест значительно усложняет морскую торговлю Китая.
Учитывая общую нестабильность мира, устремления Китая понятны. Тут лучший пример – это российский Крым. Самый надежный путь – это по континенту. Паромные переправы блокируются штормами, мост, как показала практика, можно вывести из строя диверсией или ракетой. Потому в Китае ищут не просто новый «Шелковый путь» - ищут способы реализации проекта, который позволит диверсифицировать традиционные маршруты.
Поэтому «Шелковый путь» — это не один маршрут. Это могут быть несколько маршрутов. Удобных и не очень, дешевых или дорогих, но главное в них - они должны быть безопасными. То, что было на схеме выше – это один из вариантов. Но Китай будет строить не один такой коридор, не важно, под какими названиями. Важно то, что они будут идти в Европу, обходя все зоны напряженности.
Китай обладает огромными производственными мощностями, и запущенная один раз система обязана работать. А работать она будет только тогда, когда будет налажен четкий сбыт. Сегодня со сбытом в Европу напряженность, вызванная СВО. Поэтому вполне естественно, что Китай будет строить альтернативные пути переброски товаров в Европу.
Все-таки Европа – это второй по значимости после АСЕАN потребитель китайских товаров. Более 500 миллиардов долларов в год (562 в 2022 году). Есть, ради чего стараться.
И потому КНР будет реализовывать свои проекты в Средней Азии, и реализовывать без России, которая сама сегодня является точкой напряженности для Китая и из-за военных действий, и из-за политических и экономических санкций. Ругаться со своими основными потребителями товаров (ЕС – 562 млрд долларов, США – 581 млрд долларов) Китай точно не станет. И пустит товары мимо России. Эксперты говорят о потерях ОАО РЖД в районе 120 млрд рублей, если судить по теоретическим выкладкам о пропускной способности новой железной дороги на уровне 12-15 млн тонн.